3 часть. ЗОРОАСТРИЙСКИЕ ПРАКТИКИ

Отрывок из книги Эрвада доктора РАМИЯР ПАРВЕЗ КАРАНДЖИЯ «Практический зороастризм», часть III. Перевод Е.Лугова.

Практики составляют, и отражают живую религию. Они основаны на Богословии, доктринах и принципах религии. В наше время имеются следующие важные религиозные практики:
1. Тарикат
2. Ритуалы – внутренний, внешний, цикл жизни, очистительный.
3. Храмы огня
4. Календари
5. Духовенство
1. Тарикат-СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ЕЖЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Зороастрийская традиция дала правила, инструкции и упражнения для ежедневной жизни, чтобы облегчить нам путь духовности.
1) Ритуал Кушти (Kusti) выполняют в конкретное время и после/перед определенными действиями (на подъёме, перед принятием пищи, молитв, при посещении Священного Огня, после туалета, ванны).
2) Соблюдение правил ритуальной чистоты в ежедневной жизни (по лучшей возможности исходя из обстоятельств). Применение коровьей мочи, менструальный цикл, смерть и т.д.
3) Славление «Бадж», которое поётся перед и после определенных действий (приём пищи, купание, туалет, подстрижка волос и ногтей).
4) Молитвы — Формулы ‘Бадж’ относительно различных случаев:
Человек живет в несовершенном мире, в котором существует зло на всех уровнях — физическим, умственным, моральным и даже на духовном. На физическом уровне зло проявляется как болезни, тогда как на умственном уровне принимает форму моральных недостатков. Человек живя своей жизнью должен уметь обращаться с этим злом, и, следовательно, чистота играет очень важную роль. Разум и тело может быть легко подвержено влияниями зла. Таким образом, чистота требуется на всех уровнях, чтбы держать Разум и тело достойным Духа.
Человеческое тело считают священным в Зороастризме. Необходимая обязанность каждого человека держать тело в священной и чистой форме. Правила чистоты также регулируют связь человека с божественным миром.
Когда что — нибудь выходит или входит в границу человека, хранитель ритуальной чистоты должен быть бодрым. Ритуальная чистота подразумевает специальные правила, которые выходят за пределы правил чистоты. Они предназначаются для безопасности и очищения физического тела, так же как Керпы — эфирной формы тела, являющейся очень восприимчивой.
Процессы преобразования, как еда, выделение, сексуальное поведение и рождение детей, являются необходимыми для продолжения жизни. Строгие правила ритуальной чистоты страхуют эти процессы от предполагаемого нападения зла. Всё, что оставляет человеческое тело, как ногти, волосы зубы, кровь, сперма и экскременты, немедленно должно быть правильно утилизировано, с минимальными загрязнениями. Ритуалы омовения и молитвы восстанавливают нарушенные границы человеческого тела. В случае длительного менструального кровотечения, человек временно изолируется.
Чистота простирается от физического уровня на ментальный и духовный. Зороастрийское понятие физической чистоты простирается на неосязаемый и тонкий мир вне границ тела. Даже вид нечистого человека может вызвать загрязнение. Греховный человек может источать духовные испражнения, подобную трупу, источающему вредную духовную примесь.
Умственная очистка также существенна, поскольку большинство проблем человек имеет из-за эгоистичных желаний. Мышление должно быть сохранено чистым, сохраняя стремление к Воху Манаху – Возвышенной Осознанности Творца.
Есть несколько вещей, которые могут делать тело человека нечистым. Согласно Зороастризму любые загрязнения тела нарушают барьер ауры и делают человека восприимчивым ко злу. Таким образом, после отправления естественных потребностей Зороастриец должен очистить себя. По этой логике женщину, во время менструального цикла также считают нечистой.
Зороастризм дал несколько кратких молитв Бадж, которые помогают человеку поддерживать его чистоту, в то время как он восприимчив к нападениям зла. Следующие действия могут быть обрамлены такими молитвами Бадж: Купание, еда и отправления естественных потребностей.

5) Ношение одежды. Судрех, Кушти, Сарпуш (головной убор)
Ритуалы — неотъемлемая часть религии. Они исполняют три важных функции: а) Обеспечивают связь с тонким миром, б) Представляют религиозные доктрины символическим способом, в) Призывают присутствие Духовных существ, г) выражают благодарность божественному,
Ритуалы разделены на две основных группы: внутренние ритуалы и внешние ритуалы.
Основные ритуалы Зороастризма: * ритуалы Посвящения * ритуалы Очищения * ритуалы Благодарения * Ритуалы для событий в жизни (Обряды Перехода) — Инициирования (Навджот, Навар и Маратаб), Брак и Смерть * Ритуалы огня.

Ритуалы излагают основное учение нашей традиции, что есть два мира, есть добро и зло в мире и наконец триумф доброй воли над злом при посредстве человека.

Ритуалы разделены на две части — внутренние ритуалы и внешние ритуалы:

Внешние ритуалы:
a. Афринаган/Джашн (Afringan/Jashan): ритуал воспоминания добрых душ и Благодарения. Он обучает через драму и символы — 7 созданий-элементов, вездесущность Бога, восприятие 7 принципов в жизни, почитание (хамазор) божественного мира.
b. Фарокши (Farokhshsi) — простой ритуал, чтобы помнить Фравашей – Духов Хранителей.
c. Фарешта (Fareshta) — сложный ритуал благодарения, чтобы помнить все главные 33 Язата (Божественные существа).
d. Стум (Stum) — короткий призывный ритуал, предлагающий приготовленную пищу в память о почивших.

Внутренние ритуалы
a. Ясна (Yasna) — Символика цикла души. Просьбы всем божественным существам.
b. Висперад (Visperad) – Молитвы Духовным существам, управляющим временем и сезонностью.
c. Видевдад (Videvdad) — Для победы над злом.
d. Бадж Дхарна (Baj-dharna) – Посвящение священников. Для Молитв о душах покойных.

A. Ритуалы Цикла Жизни Для Событий В Жизни (Обряды Перехода)

1. Навджот Navjot (Инициация в религию):
Всем Зороастрийцам предписывается, пройти Навджот (Введение в Веру) между 7 и 9 годами. Слово Навджот означает «новый возноситель молитв». После этой инициации ребенок становится ответственным за свои действия. Ему надлежит регулярно практиковать молитвы к Божественному Началу.
Навджот совершается, чтобы подтвердить принятие ребенка под защиту Зороастризма и даровать ему ритуальные одеяния Судрех «Священная рубаха» и Кушти «Священный пояс».
Со дня Навджот ребенок должен носить эти священные одеяния в течение жизни, поскольку они — духовные орудия, необходимые для того, чтобы возносить молитвы.
Прежде, чем быть наделенным Судрех и Кушти, ребенок подтверждает свою веру в  Ахура Мазду, пророка Заратуштру и религию, читая молитву Дин-но-Кальмо.
Навджот — самый важный ритуал в жизни ребенка и должен быть выполнен с предельной заботой, предпочтительно утром. После ритуала, ребенку предписывается выполнить ритуал Кушти в указанные сроки, развязывая и повторно связывая Кушти над Судрех, говоря необходимые молитвы.
Судрех/Садро: белое хлопковое одеяние, носимое всеми Зороастрийцами непосредственно на теле. Судрех служит как духовная броня, и в то же время дает носящему ощущение цели и тождества своему этносу и вере.
Судрех сделан из девяти частей, каждая часть, символизирует одну из доктрин. Это сделано из белой ткани в специфической форме с карманом впереди, который известен как «Киссе и Кирте» — мешок заслуг. Заслуги собранные в символический мешок будут сопровождать душу после смерти. Следовательно, долг каждого Зороастрийца — быть прилежным в жизни и символически наполненять мешок заслугами.
Судрех — эмблема чистоты и достоинства. Она указывает религиозный путь Аша. Судрех — подобие духовной брони у Духовных Существ, и действует как защита против недостатков и злых сил.
Кушти является шерстяным поясом, носящимся поверх Судрех. Он сделан из переплетенных вместе 72 тонких нитей из шерсти ягненка. Кушти оборачивается вокруг пояса трижды, с четырьмя узлами, два спереди и два сзади.
Согласно книге «Творение» три круга вокруг пояса представляют 3 принципа Хумата, Хуката, Хваршта (добрые мысли, слова, дела), и 4 узла представляют 4 духовных качества человечества. Значение слова Кушти —  ‘граница’, и это напоминает о важности находиться в пределах заповедей. Круги вокруг пояса представляют собой Карш ‘духовные оболочки’ вокруг тела. Кушти также имеет значение напоминать о правильных действиях в повседневной жизни.
Ритуал Кушти. Ритуальное омовение открытых частей тела, развязывания и завязывания Кушти, поверх Судрех, при напевании определенных молитв называется ПадьЙ- Ап-Кушти (на современном персидском). Это означает ‘омовение, очищение молитвой’, и пришло от авестийского АитиАп — ‘с водой’.
 После ПАдьй-Ап, производится собственно ритуал завязывания Кушти. Этот основной ритуал, он предшествует любому другому ритуалу или церемонии Зороастризма. Без этого, формально, никакую молитву или церемонию нельзя проводить. Завязывание Кушти — одно из необходимых условий для входа в Храм Огня или начала любой церемонии.
После Инициации, все Зороастрийцы носят Судрех и Кушти на теле всю жизнь. Они развязывают и заново завязывают Кушти, вместе с пением молитв несколько раз в день. Эта простая практика помогает удерживать в сознании основные заповеди религии, а также дает ощущение защиты молитвами и помощью духовных существ.
Судрех и Кушти — духовное оружие Зороастрийцев. Они формируют энергетическую оболочку вокруг физического тела, которая защищает человека от злых сил, и ведет по пути благочестия и долга.
 Священные писания подобно Яcна 30.5 и Яcна 9.25 упоминают божественное одеяние и божественный пояс Духовных Существ. Судрех и Кушти — представление этого духовного одеяния в человеческом обществе. В Авесте слово, используемое для Судрех — Вастра, и для Кушти – аиви Аонгана.

2. Ритуалы брака
Зороастризм рассматривает брак как духовную обязанность, религиозное причастие, святой союз двух душ, и не только социальное, юридическое или договорное соглашение между двумя людьми. Договор брака считается безвременным. Брак основан на достоинствах взаимопомощи, преданности, верности и взаимопожертвования. На всех здоровых зороастрийцев возложено жениться, устанавливать дом, и жить счастливо с женой и детьми.
Зороастрийский идеал брака превознесён в Гатха Вахиштоити (Ясна 53.4), который расценивается как ‘свадебный гимн’. Заявляется, что счастливая женатая жизнь зависит от достоинства, обязанности, и преданности друг другу. Зороастрийские тексты Гаты, Видевдат (Videvdād) и Наставления Духа Разума (Dādistān i Mēnōg i Khrad) ясно показывают преимущества женатой жизни перед неженатой.
Есть различие между церемониями брака, выполненными сектами Кадими, Ирани и выполненными Шахеншаи. Ритуал последних может быть разделен на четыре части: a) Нахан: священное очищение; b) Арантар: символическая платформа для союза двух человек; c) Священное Подтверждение: Заверение принятия перед священниками и свидетелями; d) Аширвад: Благословения и благопожелания священниками. Божественное существо Арьяман призвано в этих благословениях. Он осуществляет контроль над радостью, миром, дружбой и благородством (качества, необходимые для успешного брака). Это существо имеет очень древнюю историю отношений с людьми. В Авесте и в Ведах,Брахмана Пуранах Индии он присутствует как покровитель людей.
До последних времен, среди членов календарной секты Шахеншаи (у парсов), благословение брака произносилось на языке Пазенд и Санскрит. Однако, в настоящее время это стало редкой практикой.

3. Докхменашини
(выставление на Дахме) называется тип утилизации мертвого тела Зороастрийцами. Тело укладывается в открытых сверху для солнечного света башнях на съедение птицам-падальщикам. Это — наиболее гигиенический и самый быстрый метод утилизации мертвых тел, экологически безвредный и экономически дешевый.
Ритуал основания фундамента новой башни Дахмы  (Кодали Марваени Крия):
1)         Должно быть выбрано надлежащее место на возвышенности.
2)                  Оно должно быть сначала очищено,  опрыскано уриной белого быка — Ниранг.
3)    Материей закрывается все выбранное место, и поливается водой.
4)         Священник должен совершить Бадж-дрон с посвящениями: a) Сарош Язаду, b) Ахура Мазде c) Воху Манаху d) Ардибехешту e) Шахравару f) Аспандаду g) Кордаду h) Амаретату i) Ардафравашу.
5)                    Священник берет подношение Сарошу и втыкает лопату в землю.
6)                    Затем рабочие могут рыть фундамент (глубина 2,5 метра).
Таким же сложным  в ритуальном плане было и строительство, и подготовка к практическому использованию башни.

3. Храмы огня:
Огни трех различных степеней хранятся в Зороастрийских храмах.  Это – Аташ Дадгах, Аташ Адаран и Аташ Бехрам.

4. Календари
В настоящее время имеются три группы парси в Индии, определенные на основе различий в календаре и отсчете времени, в различиях по датам Нового года и других праздников:

(1) Шахеншаи – «Императорский счет».
Так называют Зороастрийцев Индии, кто следовал за изначальной системой счета времени. Этот термин относится к Сасанидским Императорам, и к последнему – Йездигерду III. Согласно этому календарю, Новый Год празднуется одним месяцем после Иранского или Кадими Нового Года. Разница объясняется тем, что предки Индийских  Зороастрийцев вставили один месяц, уже после крушения Империи, либо когда жили в изгнании в Хорасане, либо после их прибытия в Индию. Наиболее вероятно, что это, случилось после 1006 н. э. в Индии.

(2) Кадими —  ‘счет древности’.
Календарь древнего и современного Ирана. Имеется разница один месяц между Новым Годом по Кадими и Новым Годом по Шахеншаи, и такая же разница по другим фестивалям и праздникам. Разница календарей Ирана и Индии была замечена в различных источниках. Эта было подчеркнуто и обозначено в 1721 н.э., когда Джамасп Велаяти, священник Ирана прибыл в индийский порт Сурат. Вопрос разницы был окончательно зафиксирован, когда Джамшид, другой  парси из Ирана, прибыл в Сурат в 1736 н.э.
 Некоторые Зороастрийцы в Сурате приняли Иранскую систему счета года, как это было объяснено Джамшедом. Чтобы привести их календарь в соответствии с таковым Ирана, месяц был отнят от 1114 A. Y. (1745 н.э.), обозначая Роз Махраспанд, Мах Аван (индо-парсийского календаря), как Роз Махраспанд, Мах Адар.
Таким образом, они сформировали отдельную группу, самоназванную Кадими, по арабскому термину в персидском языке, значащему — ‘древний, старинный’. Кадими также приняли иранские методы молитв, обычаев, церемоний, которые отличаются в некоторой степени от таковых в Индии.

(3) Фасли —  ‘сезонноый счет’.
Группа парси, самоназванная Фасли, во главе с К.Р.Кама была образована в начале прошлого века. Их Новый Год всегда падает на 21-ое марта Григорианского календаря. Год имеет 365 дней, как в случае первых двух групп, но каждый четвертый год, прибавляют дополнительный день, как «шестой » после пяти дней Гат. Утверждают, что Авардад-сал-гах  — название » шестого Гатха-Дня «. В современном быстром мире, с активной жизнью и многими событиями, этот календарь является предпочтительным среди большинства парсов.

6. Дни Всех Душ. (Фарвардеган или Муктад):
Согласно Книге Творения (52.1) 10 дней Фарвардиган более ценны, чем другие дни, потому, что в эти дни все души спускаются на землю. Фраваши сопровождают души. В течение пяти дней Гат, ахриман парализуется, и все души из адов так же освобождаюится. Души набожных становятся счастливыми, как будто путешественник возвратился домой. Душа злых не испытывает радость, так как они находятся в страхе скорого возвращения. Все Зороастрийцы должны вспоминать Фравашей в течение этих дней. Муктад — коллективное поклонение всем Фравсшам, а не только своему, охраняющему душу.
В течение 10 ночей Фарвардиган все души прибывают вместе в этот мир и возвращаются в собственный дом последней жизни.
10 дней Муктад начинаются с Родж Аштад до Вахиштоишт Гатха. Всякий раз, когда Муктад должным образом празднуются, и души должным образом успокоены, дела людей удачно движутся, не происходит природных бедствий в течение года. Довольные души дают здоровье, силу, счастье, защиту и достаток в своей местности.
Настоящая цель праздника Муктад -это избавиться от рутины и посвятить время воспоминанию Фравашей и их подопечных ушедших душ.

5. Священники – это социальный класс с очень древних времен.
Зороастрийские священные писания ставят духовенство на самое высокое место в обществе. В Хормазд Яшт, Ахура Мазда дает одно из своих имён как ‘Атхараван’ и называет себя наисвятейшим Атхараваном. Пророк Заратуштра также назван Атхраван в Фравардин Яшт. В Шахнаме, Царь Йима Блистательный (Джамшед) называет себя Царем так же и Священником.
Из писаний Авесты и литературы Пахлави, мы узнаем, что обязанности священников были двойными. С одной стороны они должны были петь молитвы и выполнять литургические церемонии в честь духовных существ, и с другой стороны они должны были вести людей по пути Правды на основании их духовной власти.
Высокие моральные стандарты ожидались от священника. Вендидад XIII.45 описывает хорошего священника как умеренный едок, удовлетворенный, спокойный и устойчивый. Он должен всё время посвящать чтению молитв, обучению других и добавлению к его собственному запасу знания. Согласно Вендидад XVIII.6, священник должен изучить религиозные священные писания и изучать святую мудрость день и ночь.
Не только в духовности, но и в знаниях, понимании религии, писаний, священники были первоклассны. Это был духовный класс, который способствовал передачи в массы, нашему населению, не только религии с ее обрядами, традициями и институтами. Эта посвященная социальная группа была исключительно ответственна за то, что спасла и сохранила живые священные писания Авесты, саму Зороастрийскую традицию, могла объяснять её значение непосвящённым.
Есть различные названия для Зороастрийских священников в Индии, согласно их деятельности. Эрвад/Ervad (посвященный в сан, кто не отправляет высшие ритуалы), Мобед/ Mobed (посвященный в сан, кто отправляет высшие ритуалы постоянно),
Дастур/Dastur (лидер священнической епархии, также наследственный титул).

6. Некоторые другие важные Зороастрийские обычаи:
Не-обращение в другие религии. Браки только внутри своей социальной группы и внутри одной религии. Допуск в храмы Огня только парси.